Консультация на тему: «Артикуляционная гимнастика, как основа правильного произношения».
Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т.д., значит можно тренировать и мышцы языка и губ. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовить базу для чистого звукопроизношения. Гимнастика органов речи является подготовительным этапом при постановке звуков. Несомненно, постановкой и автоматизацией звуков должен заниматься только логопед! Некоторые родители почему-то считают, что они смогут воспитать у ребёнка правильное произношение, многократно повторяя чистоговорки и скороговорки. Они и не подозревают, что сначала ребёнок должен научиться правильно произносить изолированный звук, затем закрепить его в слогах, словах, а только потом во фразе. Для занятий дома с родителями предлагается только артикуляционная гимнастика – база для правильного произношения звуков. Для детей с большим количеством дефектных звуков подойдёт основной комплекс артикуляционной гимнастики.
При подборе упражнений необходимо соблюдать определённую последовательность – идти от простых упражнений к более сложным.
Сначала упражнения выполняются в медленном темпе обязательно перед зеркалом.
На первых порах можно ограничиться и двукратным выполнением упражнения, главное, чтобы оно было выполнено качественно. Затем, количество повторений увеличивают, доводя до 10-15 раз.
Когда ребёнок научиться правильно выполнять движения, зеркало можно убрать.
Для того, чтобы язык и губы приобрели необходимую подвижность и двигательные навыки закрепились, артикуляционную гимнастику необходимо проводить ежедневно 2 раза в день.
Продолжительность её 10-15 минут, причём среди выполняемых новым может быть только одно, а остальные даются для повторения и закрепления. В случае, если ребёнок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, новые упражнения не вводятся, а продолжается отработка старого задания.
Как уже говорилось, артикуляционную гимнастику выполняют, сидя перед зеркалом. Это даёт ребёнку возможность, ориентируясь на образец взрослого, контролировать качество собственного выполнения. Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений: статические (связанные с удержанием определённой артикуляционной позы) и динамические (требующие многократного повторения одного и того же вида движений).
Статические артикуляционные упражнения должны выполняться чётко и медленно по 5-10 раз, в зависимости от возраста и возможностей ребёнка, причём каждая артпоза удерживается в течение 3-7 секунд.
Динамические упражнения проводятся под счёт взрослого и выполняются по 10-20 раз подряд.
При проведении артикуляционной гимнастики с ребёнком будьте терпеливы, спокойны и ласковы. Если у ребёнка не получается какое-то движение, можно использовать механическую помощь. Ручкой чайной ложечки или просто чистым пальцем помогите поднять ребёнку язык вверх.
Для того чтобы ребёнок нашёл правильное положение языка, например облизал верхнюю губу, намажьте губу вареньем или мёдом в зависимости от того, что любит ваш ребёнок.
Занятия должны проходить в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. Можно привлечь любимую игрушку: «Давай покажем зайке, как правильно выполнять гимнастику для язычка».
Основной комплекс артикуляционной гимнастики.
Лягушка. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до 5.
Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.
Вот понравится лягушкам,
Тянем губки прямо к ушкам.
Потяну, перестану
И нисколько не устану.
Хоботок. Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой. Удерживать их в таком положении до пяти.
Подражаю я слону.
Губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Лягушка – хоботок. На счёт «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок». Свои губы прямо к ушкам Потяну я, как лягушка. А теперь слонёнок я, Хоботок есть у меня. Окошко. На счёт «раз» широко открыть рот, на счёт «два» закрыть рот.
Лопаточка. Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
Язык лопаткой положи
И под счёт его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!
Иголочка. Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым, как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.Маленького роста я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.
Лопаточка – иголочка. На счёт «раз-два» чередовать упражнения «Лопаточка» и «Иголочка».
Язык лопаткой положи
И спокойно подержи.
Язык иголочкой потом
Потянем тонким остриём.
Часики. Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остаётся неподвижной.
Наш весёлый язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо…
Качели. Улыбнуться, открыть рот. На счёт 1-2 поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
На качелях я качаюсь
Вверх – вниз, вверх – вниз.
Я всё выше поднимаюсь,
А потом – вниз.
Лошадка. Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой.
В гости нас звала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,
А соседки дома нету.
В настоящее время очень распространены стёртые формы дизартрии, которые имеют тенденцию к значительному росту. При исправлении этого нарушения педагоги встречаются с большими трудностями. Дизартрические нарушения затрудняют процесс обучения ребёнка в школе.
Своевременная коррекция такого нарушения речи является необходимым условием психологической готовности детей к усвоению школьных знаний. Наиболее характерными для детей со стёртой дизартрией являются нарушения произношения, проявляющиеся одновременно в искажении и отсутствии различных групп звуков. Ребёнок чаще всего дефектно произносит свистящие, шипящие и сонорные звуки. При их произнесении язык у него отклоняется в какую-либо сторону, воздушная струя направлена не вперёд, а идёт по обоим краям языка или отклоняется влево или вправо. Мы слышим нечёткую смазанную речь, своеобразный хлюпающий шум, как будто каша во рту.
Для таких детей характерна асимметричная улыбка. Одним их важнейших условий для правильного произношения является достаточное развитие речевой моторики.
Чтобы правильно воспроизводить звуки речи, ребёнок должен совершать сложные артикуляционные движения. Недостаточное развитие речевой моторики у детей со стёртой дизартрией обусловлено нарушением функции двигательных нервов, которые участвуют в артикуляции. Чтобы нормализовать работу органов речи, необходимы логопедический массаж и специальный комплекс артикуляционной гимнастики. Потребуется серьёзная тренировка речевых органов. Чем раньше начать заниматься с ребенком, тем лучше.
Артикуляционные упражнения при стёртой дизартрии.
1. Лягушка – хоботок.
2. Лопаточка.
3. Трубочка.
4. Толстячок. Надувание обеих щёк одновременно.
Затем, надувание правой и левой щёк попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую).
5. Худышка. Втягивание щёк в ротовую полость прим открытом рте и сомкнутых губах.
6. Накажем непослушный язычок. Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей поверхности от кончика до корня, постепенно высовывая и снова втягивая.
7. Причешем язычок. Губы в улыбке, зубы сжаты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по спинке языка.
8. Часики.
9. Качели.
|